Флорапарк

+7 (905) 703-888-0

+7 (495) 255-266-3

Мо, Пушкинский р-он
д. Герасимиха

Схема проезда
Часы работы с 09:00 до 19:00
Выходной: понедельник
ГлавнаяСтатьиНемного из истории ландшафтного дизайна

Немного из истории ландшафтного дизайна

article49.jpg

Первоначально искусственные древесные насаждения из плодовых деревьев и кустарников выращивались в монастырях и дворянских имениях. В первой половине ХVII века в монастырях появились растения-экзоты. Монастырские сады приводили в восхищение набожных царей и цариц. Стали возникать царские, а затем боярские сады; в конце концов обыватели последовали тому же примеру, а в результате вся Москва запестрела в садах. Но и этого мало: монастыри повлияли на крестьянское население, которое благодаря им усердно принялось за плодоводство и огородничество. В XVI веке Москва буквально утопала в зыбкой зелени садов, перемежавшихся многочисленными рощами, лугами, пустырями… Русские люди смотрели на сад как на экономическую часть дома, доставлявшую и плоды, и овощи, и рыбу, и мед, и тут же служившую для мытья, купанья, полосканья и пр.

Принято считать, что история отечественного садово-паркового искусства начинается в эпоху правления Петра I (начало XVIII века). Несомненно, что именно с этого времени сады и парки, на устройство которых выделяются колоссальные средства, начинают рассматриваться как предмет искусства, призванный не только подчеркнуть могущество, достаток и власть, но и выступающий средством воспитания. Не случайно историю развития садово-паркового искусства в России делят на допетровский и послепетровский период. Ведь именно Петр I стал рассматривать садовое зодчество как одну из сфер своих обширных реформ Российского государства и считал его не только средством украшения, но и воспитания. А так как Петр стремился создать целостное великое государство под властью абсолютного монарха, то и стилем, преобладавшим в петровскую эпоху должен был стать регулярный стиль, символизировавший сильную централизацию во всем. Так впервые появляется понятие регулярности: еще с начала семнадцатого века определявшее развитие европейского градостроения и садово-паркового искусства, оно наконец-то добралось и до России.

Петр путешествует по Европе, поражается величественной красотой Версальского парка. Вернувшись в Россию, незамедлительно приступил к воплощению своего дерзкого замысла: построить новую столицу и окружить ее прекрасными дворцами и парками. Помимо садов во французском регулярном стиле внимание царя привлекли сады в стиле голландского барокко, ведь природа Голландии, в отличие от южной природы Франции, больше похожа на русскую, а ее низинная территория, пересеченная многочисленными речками и ручейками, очень напоминает район Петербурга. Так и появились русские регулярные сады, соединившие в себе величие Версаля с такими чертами голландского барокко, как обилие воды и цветов.

Парки служили не только для отдыха и развлечения, но и для обучения людей. Каждая скульптура в парке "говорила": или рассказывала о той или иной античной легенде. Примеры регулярных садов петровского времени известны, пожалуй, всем. Самый богатый и торжественный парк эпохи, это, конечно, Петергоф, «русский Версаль»,.

Начиная со второй половины XVII века, в период царствования Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, после долгих лет разорения в период смутного времени в Москве вновь оживилась строительная деятельность, возрождались старые и закладывались новые сады. Наибольшей известностью, благодаря сохранившимся рисункам и чертежам, пользуется усадьба Измайлово, которую, начиная с 1663 года, царь Алексей Михайлович решает преобразовать в место, где будет показан пример ведения сельского хозяйства, с тем, чтобы в дальнейшем распространить этот опыт во всём Российском государстве. В Измайлове создается система прудов (более тридцати), первый ботанический сад, растения в который доставлялись из различных областей России и из-за границы. Это были одни из первых в России регулярных садов, в которых утилитарное начало сочеталось с художественным. Помимо плодовых и сельскохозяйственных культур широко были представлены и декоративные растения. В измайловских садах разводились белые лилии, махровые пионы, тюльпаны, гвоздики.

К сожалению, немного нам известно о тех садах, которые создавались в XVI–XVII веках, и еще меньше – о садах Древней Руси. Если в других видах искусства, таких, как архитектура, скульптура, живопись, древние памятники в том или ином виде сохраняются тысячелетиями, то сады и парки исчезают почти бесследно. Однако, несомненно их влияние на возникновение и развитие садово-паркового искусства России в более поздний период вплоть до сегодняшнего дня. К примеру, современные владельцы загородных усадеб, располагая в укромных местах сада модных ныне гномиков, черепашек, птичек, и не догадываются о связи своих поступков с древними языческими верованиями наших предков, а получающие все большее распространение «сады на крышах» – не что иное, как продолжение идеи «висячих» садов Древнего Кремля.

В России второй половины XVIII в. строительство дворянский усадеб приобретает исключительный размах. Указом Петра III «О вольности дворянства» дворянам предоставлялись особые льготы – они освобождались от обязательной службы и получали в свое полное распоряжение большие поместья вместе с приписанными к ним людьми. Позже Екатерина II, подтвердив эти привилегии дворянства, предоставила им ряд новых льгот. Все это привело к тому, что многие дворяне, оставив государственную службу, разъехались по своим вотчинам и занялись преимущественно сельским хозяйством и строительством усадеб. Усадьбы стали основным местом пребывания помещика-дворянина и быстро приобрели представительское значение. Усадьба и прилегающие к ней сады и парки стали предметом гордости и престижа, такими объектами, которые отражают не только уровень благосостояния владельца, но его культурное развитие, духовные идеалы, представления о прекрасном.

Наступила эпоха Просвещения. Русское Просвещение принесло в садовом искусстве – пейзажный стиль: стремление к добродетели, раскрывающейся в «естественном», «природном». А что же могло быть более «природным», чем сама природа?! Итак, парки теперь разбивались по новому, пейзажному, принципу. Ярой сторонницей нового направления была Екатерина II, которая сама переводила книгу англичанина Чемберса о китайских садах для того, чтобы русские дворяне могли руководствоваться ею при обустройстве своих усадеб.

В этот период закладываются общие принципы планировки русских усадеб, сохранившиеся вплоть до начала XX в. Усадьба рассматривается как своего рода «микрокосм», в котором есть свое ядро, место для работы и отдыха, и, наконец, мир природы, стихия. Усадебные пейзажные парки Москвы и Подмосковья возникают на месте регулярных садов – Царицыно, Нескучный сад, либо являются их продолжением – Архангельское, Кусково. По пути создания новых пейзажных парков наряду с поддержанием регулярного сада пошло строительство многих подмосковных усадеб – Абрамцево, Марфино и др.

Русский сад не является в строгом смысле ни пейзажным, ни регулярным. Он, как то повелось еще с допетровских времен, представляет собой смесь обоих этих стилей. Русский сад всегда носил утилитарный характер. В нем обязательно должны высаживаться плодовые деревья и кустарники, такие как яблони и вишни.Симметрия не соблюдается в русских садах не по «принципиальным», как в пейзажных парках, соображениям, а потому, что они разбиваются наиболее простым и удобным способом. Чаще всего это противоречит требованиям строгой симметрии, однако если, например, прямая дорожка оказывается удобнее извилистой, то предпочитается именно она.

Русский сад должен быть дешевым и экономным. В нем не должно быть сложных и дорогих гидротехнических и инженерных сооружений, вычурных парковых построек и так далее. XVIII век был временем, когда провинциальные дворянские усадьбы превращались в один из центров новой культуры. Постепенно в дворянских кругах возникает мода на образованность и интеллигентность. Образованность требует досуга, которого достаточно в деревенском уединении. Возникает традиция приглашать в усадьбу художников, литераторов, музыкантов. Можно утверждать, что великая русская литература и искусство XIX века зародились и выросли в «стенах» русской усадьбы.

Ландшафтный дизайн дачного участка